Вот и подошёл к концу Милин первый класс. И первые полгода в американской школе. Хочется всё запомнить и записать.
Начался Милкин первый класс в Москве. Она отучилась там 2 месяца, а потом мы переехали в Америку. В Москве у Милы был не обычный класс, а Жоховский. Выбрала я его не случайно. Мы понимали, что скорее всего Мила не проучится в Москве долго, вопрос времени и выданной нам визы в Штаты. Эта система мне понравилась тем, что с ней был мягкий вход в обучение. Она, конечно, немного странная, но на тот момент это было лучшее, что я нашла для Милы.
В ноябре мы переехали в Штаты, оформили Милу в школу. И в начале января после новогодних каникул она пошла в американский класс.
Сейчас постараюсь по пунктам рассказать про Милин опыт обучения в американской школе первые полгода.
До школы у Милы был опыт обучения на английском. В Таиланде она ходила 5 месяцев в американский сад. Поэтому стресс от неродного языка у неё уже прошёл. Конечно, Мила не заговорила в Тае на английском, но она напиталась языком. Именно это помогло ей более спокойно начать учиться в Штатах.
Первое время в Америке Миле очень помогала русская девочка Саша из её класса. В конце года Мила справлялась уже без этой помощи.
В Милиной школе есть программа ESL – english as second language. Она для всех, у кого английский не родной язык. Мила участвовала в этой программе. У неё был дополнительный урок английского каждый день и чтение. Там она научилась читать на английском. И писать тоже. Её словарный запас тоже пополнился там же. Мила будет участвовать в этой программе, пока не сдаст тестирование.
Самый главный вопрос, который интересует многих, – заговорила ли Мила на английском в итоге. Заговорила. Сама слышала ☺ Учительница рассказывала мне, что Мила говорит в классе с детьми. Честно признаться, я не знаю, на каком уровне, но это вообще не важно. Главное – у неё нет барьера. Дома мы её не спрашиваем: “Мил, скажи, а как это будет на английском?” Я помню себя в детстве, меня бы такие вопросы бесили. И я бы на зло не отвечала или говорила, что не знаю.
Дома мы говорим на русском. У меня есть эгоистичные мысли побыстрее дома заговорить на английском, чтобы самой его подтянуть. Но! Но мы решили, что дома мы будем говорить только на русском, потому что:
- мне хочется сохранить детям их родной язык. По многим ппричинам. Сейчас кажется, что Мила никогда не заговорит на английском, а Эрика подавно. Но это только кажется. Пройдет 1-2 года, и Мила не захочет говорить на русском. Если мы её поддержим, то через несколько лет её русский просто уйдёт.
- разговаривать на двух языках круче, чем на одном. Раньше у меня была какая-то жалость к детям, которые учат несколько языков. Мне казалось, что это же тяжело для них. Но сейчас я координально поменяла свою позицию. Я так радовалась тут за Милку, когда замечала малейшие её достижения в английском. Я всегда ей говорила, что как круто, что у неё есть возможность говорить на двух языках; что каждый раз, когда она делает что-то на английском, её мозг развивается.
Мила училась с 8:30 до 3:15 каждый день, кроме четверга. В этот день был minimum day – до 12:30. У них была одна маленькая перемена на перекус (около 25 минут) и большой перерыв на обед (около часа). Каждый раз после еды они могли играть на площадке.
У Милы были такие дисциплины, как английский, чтение, математика, окружающий мир. У каждого ребенка был в свободном доступе свой ноутбук – chromebook. На перемене им разрешалось играть в разные игры на нём. На уроках они проходили математику и английский, используя игры обучающие.
Домашнее задание выдавалось 1 раз в неделю в пятницу. Там были разделы по математике, письму и чтению. По началу Миле очень тяжело давалось письмо, позже она так напрактиковалась в школе, что писала быстро и многие слова уже знала, как писать, без моей помощи.
Всё обучение у Милы было построено на командной работе. Весь класс был поделён на команды – teams – по названиям континентов. Пару раз за полгода эти команды тасавали. Здесь вообще интересная система в этом плане: каждый год классы перемешивают и меняют учителя. Здесь нет, как в России, одного состава школьного, который тянется с 1 по 11 класс. Этим самым они хотят, чтобы дети имели возможность знакомиться с большим количеством детей. Учитель меняется, чтобы не было любимчиков и была более объективная оценка.
Мне очень нравилось, как начиналось у них утро в школе. Все дети собирались на детской площадке за школой. Кто-то играл на площадке, кто-то завтракал. Там была специальная команда ребят, которые играли с детьми в подвижные игры – скакалка, резиночка, игры в мяч. Там всегда стояла колонка и постоянно играла весёлая музыка. Когда звенел звонок, все дети расходились к своему месту под номером их класса. У каждого класса есть номер комнаты. И эти номера написаны на полу. Дети искали свои и вставали в очередь. Учителя забирали всех с этого места и вели в классы.
Днём на большой перемене у них на площадке проходили разные игры. Часто устраивали забеги для первоклашек. По началу Милка стеснялась участвовать, а потом решилась и в первый раз аж 3 раза подряд выиграла. Пришла домой довольная и счастливпя и с 3 листами разукрашек в качестве приза.
В школе проходили 2 очень классных мероприятия. Одно – cool cat – общешкольное, второе – star of the week – проводилось конкретно в Милином классе.
Cool cat проводился в начале каждого месяца. Смысл в том, что в классе каждый месяц учитель выбирал нескольких учеников, которые внесли какой-то вклад в жизнь класса или проявили какие-то хорошие качества или совершили добрые дела. Потом вся школа собиралась с утра на площадке, и этих учеников награждали грамотами и призами. Мила 2 раза выиграла cool cat. Первый раз – за смелость учиться в новой школе и на новом языке; второй раз – за то, что всегда внимательно слушала, когда учитель им книжки читает.
Star of the week – это такой проект в Милином классе, когда вытягивается жребий, и выигравшему выдают на выходные целую папку с разными бумаги. Ребёнок должен заполнить анкету о себе, нарисовать рисунок своей семьи и сделать небольшой коллаж из фотографий о себе и своей семье. Потом в понедельник он всё это развешивает на специальной доске, а предыдущие плакаты подшиваются в специальный альбом.
Sharing – ещё одно классное занятие у Милы в классе. Все, кто хотел, могли поделиться своими впечатлениями о любой своей вещи или игрушке перед всем классом. По началу Мила просто рассказывала про это, а потом я стала замечать, что она стала носить свои игрушки в школу, спрашивая меня при этом, как то или иное сказать на английском. Ей прям нравился sharing, и она почти всегда в нём участвовала. Для меня было важно не то, что она говорит на английском, а то, что она хочет делиться и рассказывать про себя.
Один раз за эти пол года был так называемый open house – открытый урок по нашему. Не совсем урок только. Вечером в один день пригласили всех родителей посетить класс. Мы пришли, и Мила по списку показывала всё, что у них есть в классе. Можно было пообщаться с учителем.
Несколько раз проходили интересные тематические дни в школе: disney day, crazy socks day, когда можно было одеться тематически в этот день.
2 раза за полгода у Милы были так называемые field trips – поездки с классом. Первый раз они ездили в планетарий, а во второй раз – в океанариум.
Всё время Мила брала с собой еду в школу. В некоторых школах в Калифорнии вообще нет собственной кухни. У Милы в школе была возможность есть школьные перекусы и обеды. Но мне не понравилась возможность есть постоянно бургеры не лучшего качества, сэндвичи и пить сладкое молоко. В школьном кафетерии не было микроволновки, поэтому я купила на Амазоне термос для еды с широким горлышком и ложкой в составе. И давала Миле каждый день обычный горячий обед: какой-нибудь гарнир с мясом и овощами. Помимо обеда я клала Милке фрукт и орешки. Иногда – йогурт. И я точно знала, что мой ребёнок сыт и ел нормальную еду.
Мне очень нравится американская система образования, начальная точно. Дети по большей части очень открытые, учителя относятся уважительно к ним, никто не кричит. Сам процесс обучения тоже очень интересный. Они постоянно что-то мастерят или сами готовят или пекут или эксперименты ставят.
Ещё мне очень нравится то, что у детей нет школьной формы. С одной стороны, все ходят в чём придётся. Кто-то даже в пижаме приходил. Но с другой стороны, дети одевались в школу удобно и без лишнего пафоса.
Так как в Калифорнии даже зимой тепло, то дети очень много проводили времени на улице. Ели они на открытом воздухе, физкультура проходила тоже на стадионе. Сами классы так построены, что двери комнат выходят на улицу.
Ещё хочу отметить местное отношение к болезням. Температура до 37,5 – это не температура и не повод пропускать школу. С соплями, чиханием и лёгким кашлем все спокойно ходят в школу. Они это обосновывают тем самым, что дети должны знакомиться с разными вирусами. И в итоге меньше болеть. За полгода Мила заболела 1 раз и то серьёзно. Я это связываю с тем, что очень много дети проводят на улице и проветривают класс.
Я очень довольна, как прошёл первый класс у Милы, как она адаптировалась, сдружилась с некоторыми ребятами, как начала понимать язык.